Отдых и развлечения для вас
   injoy4you.ru
  |   главная  |   контакты   | 

Навигация
экскурсии
туризм
развлекайся с умом
путешествия
автостоп
Горы, боги, люди и водопады

Горы, боги, люди и водопады

Горы, боги, люди и водопады   .«Этот в белых снегах горнолыжный лицей – панацея от наших несчастий», – с легкой руки Юрия Визбора название горного селения Цей теперь неизбежно рифмуется с азами горнолыжного мастерства. Но склоны Цейского ущелья – отрада не только для лыжников и сноубордистов, как начинающих, так и вполне профессиональных. Здесь круглый год покоряют вершины, прикасаются к древним святыням и поклоняются древним божествам, наполняя легкие целительным воздухом Цея. В Цее действительно есть горнолыжный «лицей», причем не простой, а отделение Российской национальной горнолыжной школы (РНГШ), которое готовит квалифицированных инструкторов. Место выбрано более чем подходящее: на Цейских склонах есть трассы практически всех уровней сложности, а уникальный климат ущелья позволяет в комфортных условиях кататься с октября по конец мая. Цейское ущелье образуют два расположенных подковообразно хребта, из-за чего район также нередко называют Цейской подковой. Благодаря такому рельефу сильных ветров здесь практически не бывает. Как правило, скорость ветра в Цее не превышает 1 м/с, тогда как ветра Домбая и Приэльбрусья стабильно «гоняют» со скоростью 2–4 м/с. Иногда, правда, случаются «фены» – это такие коварные зимние ветры с гор, которые несут резкое потепление, до 8–10 градусов. Впрочем, эти колебания больше ощутимы в низине и практически никак не влияют на качество катания. А вот что влияет – так это снег и солнце, которых в Цее до неприличия много. В году здесь 2256 солнечных часов! Для сравнения: в Теберде солнце светит 1483 часа в год, в Красной Поляне –1675 часов, а в швейцарском Давосе – 1804 часа. Снег укрывает Цейские склоны во второй половине октября, но иногда может выпасть и в сентябре, открывая горнолыжный сезон. Впрочем, на высотах более 3500 метров он вообще не тает, что позволяет развивать в Цее уникальный вид спорта – Ski-альпинизм. 3–5 месяцев в году снег здесь держится сухой, кристаллический, наиболее удобный для катания, а толщина покрова достигает 3–4 метров. Сильных морозов, как и сильной жары в Цейском ущелье практически не бывает. Средняя температура зимой – минус 5,3 градуса, летом – 15–17 градусов. Высоты в Цее также на любой вкус – от 1300 м в районе поселка Бурон до 4646 м на высшей точке – горе Уилпата. И это обстоятельство вкупе с необычайно сложным, причудливым рельефом не меньше лыжников привлекает в Цейское ущелье альпинистов. Склоны ущелья, особенно северной его стороны, сильно расчленены речной и ледниковой эрозией, на вершинах покоятся вечные снежно-ледниковые шапки. В особом почете у альпинистов пики «Москвич», «Уилпата», «Адайхох», «Кальпер», «Вильс», «Сонгути»… Склоны гор испещрены реками, водопадами и каньонами, глубина которых достигает двух километров. Естественные спортивные препятствия в виде валунов, скал и прочих каменных глыб делают Цей идеальным альпинистским полигоном. Святилище Реком Однако Цейское ущелье – это не только экстрим, но и познание, причем, как утверждают местные жители, самое высшее и необходимое познание, открывающее путь в вечную жизнь. Речь идет о святилище Реком, который наряду с храмами Мкалгабырта и Таранджелос считается одной из «трех слезинок Бога» – арийского Единого Бога, который почитался аланами (нартами) в дохристианские времена и почитается до сих пор. Принято считать, что Реком построил задолго до христианства ангел Уастырджи – покровитель воинов, тружеников и путников, ключевая фигура нартовского эпоса. В современной литературе и публицистике Уастырджи нередко отождествляют с христианским святым Георгием, находя фонетическое созвучие в именах и отмечая схожее культовое содержание. Осетины против такого толкования никогда особо не возражали, видимо, не желая прослыть язычниками, к тому же доминирующее в их религиозном сознании понятие Единого Бога вовсе не исключает многообразия святых. Но, конечно, Уастырджи – это не Георгий, а отдельное и особо почитаемое в Осетии древнее божество, за помощью к которому осетины обращаются во всех сферах жизни. Исследователь и архитектор-реставратор С. Х. Джанаев полагает, что святилище Реком впервые было построено в эпоху средней бронзы, то есть за 2 тысячи лет до нашей эры. Впервые – поскольку позже деревянный Реком не раз разрушался, сгорал, строился заново и переносился с места на место. Последний раз Реком сгорел дотла от удара молнии в 1995 году и был восстановлен по чертежам командой энтузиастов, руководимой Джанаевым. На нынешнем месте храм не мог возникнуть раньше XII века, так как эту территорию занимал Цей-Сказский ледник. Исследователи полагают, что изначально постройка находилась значительно ниже. Но это и непринципиально, поскольку, как пишет Джанаев, «в осетинском (арийском) понимании храм не ограничивался одной постройкой, в понятие храма входила вся окружающая природа (горы, лес, тропы, одним словом, все обозримое с места молельни), все ущелье, а также целый ряд строений, заключенных в единый комплекс (цардаки, жертвенники и т. д.). Примером может быть Сидан (Сидан, или Мкалгабырта – один из трех святых братьев-святилищ: Реком, Мкалгабырта, Таранджелос), в понятие которого входит и само святилище, и все ущелье. Таким же примером может быть Реком, в понятие которого некогда входило все Цейское ущелье в 21 километр, называемое в древности «Ивард-Реком» («Запретный Реком»). Внешне Реком представляет собой собранное из дерева, без единого гвоздя (кроме окованных ритуальных дверей и ставен) здание прямоугольной формы, окруженное овальной каменной оградой. Раньше, по преданию, в Рекоме совершались осетинские культовые обряды. Один из таких обрядов – братание перед военным походом – описан у Джанаева: «Хранитель-дзуарлаг брал у каждого из воинов по одной стреле, перемешивал их, затем одну из них втыкал в стену, другую ломал и бросал в угол святилища (этим действием как бы восхвалялось достойное побратимство и проклиналось отступничество). Далее хранитель брал чашу с пивом, молился, отпивал немного и передавал ее старшему побратиму. Тот, в свою очередь, помолившись, также немного выпив, бросал в чашу монету и передавал ее младшему побратиму, который, выпив чашу до дна, брал монету и организовывал небольшой пир (кувд) по этому поводу у себя дома». Сегодня, с сожалением замечают исследователи, многие обряды забыты и люди приходят к святилищу, чтобы абстрактно поклониться божествам, о которых имеют весьма смутное пред- ставление. Считается также, что при- несение жертв и даров (мысайнаг) к Рекому за умерших поможет им об- рести вечную жизнь, попасть в рай, который в осетинской духовной традиции представляется ковром из зеленых лугов и пастбищ. Между тем, вокруг Рекома начинает формироваться центр этнографического туризма, где можно понаблюдать за восстановленными праздничными ритуалами, послушать осетинские песни и предания, увидеть народные танцы и состязания. Ежегодно в ноябре у святилища Реком проходит праздник Джеоргуыба, посвященный Уастырджи. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, длятся целую неделю. В прежние века этот праздник собирал тысячи паломников и становился осетинским подобием Олимпийских игр: мужчины состязались в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука и рукопашной борьбе. Сегодня энтузиасты пытаются восстановить эту традицию, так что в скором времени праздник может стать важным туристическим событием. Однако удовольствие это доступно лишь мужчинам: Реком – мужской храм, и женщинам подходить к нему строго запрещено. Впрочем, недалеко от Рекома существует несколько женских храмов, например, святилище Мады Майржм, куда, напротив, не должна ступать нога мужчины.


Copyright "injoy4you.ru" 2003 год.